«…Почему все думают только о том, как заработать?...» (с) АнастасияВасилишина/ KOT Demeulemeester



Впервые познакомившись с Настей на выставке LEVEL’s и в последствии наблюдая за ее активностью в facebook, я пообещала себе обязательно написать с ней интервью. Настя дизайнер собственного бренда одежды BLACK HOLE design, занимается проектами в сфере искусства и образования, пишет для украинских fashion-изданий, а более авангардных мыслеобразов и запоминающихся откровений в ленте facebook мне не приходилось читать ни у одного украинского дизайнера. Анализируя ее творчество, я отметила четкое отношение к стилю во всех его проявлениях и понимание индивидуальности как жизненной необходимости - что меня, стилиста, безусловно порадовало. Еще меня приятно удивило, что Насте всего 24 и она по специальности pr-щик. Встретившись в кофе-шопе LONDON для записи нашей беседы, я физически и интеллектуально погрузилась в поток бунтарских и новаторский идей современного искусства и моды.
Мы говрим как всегда об общем и частном - о личном опыте и обстоятельствах - о внутреннем мире художника и мире fashion.

«Очки, моя визитная карточка! Если меня кто-то вспоминает, то по очкам.» - в шутку предупреждает меня Настя, но я уверенна, мы ее запомним в другом контексте.

Photo by Zhenya Mykhailenko



Ты училась не по творческой специальности, но спектр твоей деятельности столь креативен и многогранен, что напрашивается риторический вопрос – нужно ли иметь специальное образование для обретения профессии «художника» или «дизайнера одежды»?
Когда мне было лет 6, я поняла, что очень хочу быть модельером. Я родилась в России и мне говорили, что пробиться там очень сложно, – мои родители работали совсем в другой сфере. Я, конечно, прислушивалась, но понимала – хочу заниматься костюмом! Когда мне исполнилось 12 лет, мы переехали в Украину, и я продолжала об этом мечтать. Стала посещать курсы, художественные школы, но нигде долго не задерживалась и быстро бросала. Когда пришло время выбирать профессию, четко осознала, что учиться профессии дизайнера одежды в Украине я не хочу, а учиться где-то за границей, в то время, мы не могли себе позволить. Все, чему здесь учили на тот момент, оставляет на человеке клеймо. Мне хотелось подходить к дизайну совсем с другой стороны. И я выбрала то, что мне очень нравилось – исследовать людей, социологию и PR. Много работала пока училась, но продолжала ходить на интересные мне курсы и мастер-классы, активно занималась самообразованием.
Где можно человеку, пришедшему в моду «издалека», повышать свои знания?
С чего начать?... У меня вообще не было никаких знакомых в мире моды, и я в наглую создавала свой круг общения. Вначале влилась в театральную тусовку GOGOLFESTа, мы начали делать костюмы, перформансы, в результате чего я познакомилась с командой «Недели моды с Дарьей Шаповаловой» и сделала свой первый показ на фестивале I LOVE KIEV в 2010 году. С этого все началось. Когда устаешь от тусовок, показов и других избитых форматов, обучение – вот глоток свежего воздуха. У нас нет современной системы обучения творческим специальностям и дизайну одежды, сейчас это постсоветский нигилизм, пропагандирующий никому не нужный авангард, например, лишь пошив костюмов для театра, а то, что они считают носибельным, на самом деле, просто шлак. Новые курсы, которые у нас начали появляться – это тусовка для тусовки, и без поступления информации извне. Единственное решение, которое может спасти ситуацию – создание общеобразовательных программ по моде и стилю, мастер-классов по дизайну одежды, на бесплатной основе. Я знаю достаточное количество дизайнеров, которые бы меня поддержали и приняли участие. Наши люди не понимают искусство, более того, они не пытаются это делать, и таких фестивалей, как ГОГОЛЬFEST, мало, чтобы повышать уровень культуры.



Мы уже окончательно убедились в том, что дизайнер должен иметь художественное видение, но почему бы тебе, будучи художником, не реализоваться исключительно посредством арт-проектов? Почему одежда?
У нас до сих пор при фразе "я – художник" просят нарисовать портрет. А я вообще не рисую подобные штуки. В детстве Мама за меня рисовала картинки на урок рисования. Я мыслю объемами, масштабами и силуэтами. Мне нравится размытость и простота. Вместо портрета я предпочту коллаж из газетных страниц.
Почему я делаю больше одежды и меньше предметов искусства? Одежда – надежда, – вот мой ответ. Одежду можно использовать каждый день. Это глубокая ниша для самовыражения: тут можно сочетать множество материалов и создавать бесконечное число образов.
Как ты можешь охарактеризовать стиль в котором работаешь?
Я называю свой стиль – «ломаная классика», трансформирую классические силуэты. Когда я начала шить, то это был чистый авангард, но со временем осознала, что делать арт-объекты это круто, но эту одежду нельзя использовать каждый день. Мне же хочется, чтобы результат моей работы присутствовал во всех сферах человеческих запросов.
Природа – это главный источник вдохновения, с ее тонким несовершенством, изящной вечерней прохладой, грубыми камнями, многослойной землей, свежим ветром и палящим солнцем, который оставляет шрамы. Меня вдохновляют северные страны – Аляска, Скандинавия, Гренландия. И, поэтому, мне нравятся объемные силуэты. 70% одежды, которую я создаю, это вторично переработанные материалы. Это не значит, что я иду на секонд и перекраиваю найденную там одежду. Процесс «recycle» намного более сложный. Это могут быть чистые полотна, на которых я создаю новые цвета и фактуры. Результатом работы получаются вещи у которых есть история, которые можно трансформировать. Мой первый опыт работы с эко-материалами произошел во время поездки в Варшаву. Я нашла маленькую фабрику, которая десятилетиями занимается производством натуральных материалов, там я купила несколько видов материалов и сделала пробную коллекцию, чтобы посмотреть как в Украине это будет принято. В то время тема экологии только зарождалась, мы только знакомились с эко-трендами. Коллекция была успешной, я сделала показ на MBKFD 2011. Все получилось круто, но не окупаемо. Скажу откровенно, в данный момент, одежда не приносит мне желаемый доход. И я, в принципе, не ставлю коммерцию на первую ступень. Однажды все изменится, но стоит помнить зачем и почему я делаю то, что должна. Быть художником – это мое предназначение, по-другому я не могу.



Коллекция, сшитая из дорогих брендовых материалов, продается легче?
Cчитаю, что к одежде нужно относиться проще, как и к еде, например, - все это должно быть доступно. Я активно пропагандирую мысль, что концептуальная одежда должна быть не дорогой. Поэтому хочу найти источники для реализации своих замыслов и единомышленников, которые меня поддержат. Меня напрягают цены в тысячи гривен на одежду, почему все наши концепт-сторы не продают одежду доступную для большинства людей? Вся дизайнерская одежда, которая у нас продается, либо низкого качества, либо стоит тысячи гривен.
Каков путь вещи BLACK HOLE design от идеи к покупателю?
Мой бренд существует 5 лет, и я его идентифицирую с собой, хотя пользуюсь услугами разных людей при создании одежды. Я не заканчивала курсы кройки и шитья, но крою все сама: интуитивно знаю как мне положить ткань, какое взять лекало. К портным я обращаюсь, когда мне нужно соединить наметанную вещь. Выбирая ткань, я рассматриваю ее как чистый холст, тактильно общаюсь с ним, и уже понимаю, как конструктор, что могу из него сделать. Бывает и наоборот – сначала рождается идея.
Когда наступит момент, что и в Украине покупатель созреет носить концептуальную одежду?
Я до сих пор недовольна тем, как одеваются люди. Но больше не хочу их переодеть. Я хочу, чтобы они сделали это сами. Поэтому нам нужна серьезная и доступная программа обучения для всех слоев населения. Мы, творческий кластер этой страны, обязаны воспитывать хороший вкус и осознанность выбора у тех, кто работает на литейных станках и готовит нам свежий кофе.
Я лично знаю с три десятка ребят, которые много болтают и очень мало работают. Их пугают войны и беспорядок. Но вместо того, чтобы брать метлы и расчищать пыль, помогать тем, кто в этом нуждается или исключительно заниматься своими делами, они предпочитают чесать языками. Их бы мысли да на бумагу, полить керосином да поджечь.
Твоя аудитория?
Кто мой покупатель? Это человек. Немного безумец. Авантюрист. C откровенной наглостью и желанием бороться с несправедливостью. Как он выглядит внешне? Как забор. Их видят каждый день, но перестали замечать их необходимость. Простой и невероятно значимый.
Бизнес или дизайн?
99% одежды, которую я делаю, отдается под реализацию в магазины с наценкой 30-40%. На мне лежит вся ответственность за рекламу своего бренда. Я понимаю, что продвигать свой бренд, планировать продажи – это не моя задача, хоть я и училась на PR специалиста. Хочу заниматься только одеждой. У меня появилась новая мастерская – место для творчества, о котором давно мечтала. В данный момент, я готова складировать свою одежду в ожидании волшебства и новых планов развития, цель быстро продаться пока не стоит.


Поделись своим опытом копирайтинга для фешн-изданий?
Писательская деятельность – это мой хлеб, если бы у меня не было второй работы, лежала бы нищей на улице (смеется). Однажды я почувствовала, что это мое – работать с текстами, и не задавалась вопросом «как». Начинала работать журналистом в TOП-10, где научилась основам подачи текста, но потом мне захотелось больше играть словами как художник играет красками. Теперь я устраиваю чтения своей прозы на всевозможных фестивалях, и также продолжаю брать интервью у именитых людей.
Как стать Кэрри Брэдшоу в Украине?
Мы смотрим на Кэрри и понимаем, что она пишет 2-3 статьи в месяц и как-то умудряется покупать туфли Manolo Blahnik. Как это происходит – я не знаю! Наш Vogue платит внештатным журналистам за статью 300 грн. Другие издания говорят об отсутствии финансирования из-за нынешней ситуации в стране. Проходят годы, но ситуация не меняется. Если в других странах статус журналиста достойно оплачивается, то у нас об этом принято лишь мечтать. Нужно тяжело работать, чтобы удовлетворять все свои запросы. Но это, конечно, отлично стимулирует на уменьшение лени: ты запускаешь один механизм, которые должен тебя прокормить и одновременно подключается другой – желание реализовывать свой внутренний потенциал.
Как ты относишься к блоггингу и украинским блогерам?
Эта ниша активно развивается года 4. Люди, которые начинали тогда, сегодня являются довольно известными в Украине. Их успех – это наглость, уверенность в себе, желание идти вперед, кричать, делать революцию. Если содержание не выливается на обложку, то о нем мало кто узнает. Особенно в наше время, когда мы видим переизбыток материала в любой сфере деятельности. Конкуренция порождает действия.
Популярные статьи в блоггинге.
Сейчас мейнстрим – копать вглубь, писать об откровениях и эмоциях, пропущенных через себя. Глянцевая классика – вижуал, вечеринки, события уже не цепляют. Мне нравится работать с темами, которые никто не поднимает. В этом плане http://www.wonderzine.com/ созвучен с моими запросами.



У тебя есть вдохновители и кумиры, как в бизнесе, так и в твоем личном развитии?
Дизайнеры-вдохновители, работа которых мне близка по стилю и содержанию, силуэтам и тканям: Alessia Xoccato, Boris Bidjan Saberi, Uma Wang, COMME des GARÇONS, Rick Owens, Louise Alsop, Yohji Yamamoto. Люблю дерзких японцев, в их работе всегда ветер и желание наполнять свои легкие вдохновением.
Псевдоним, который я себе взяла – Demeulemeester , это фамилия бельгийского дизайнера Ann Demeulemeester, входящего в четверку дизайнеров из Антверпена, творчество, стиль, мысли которой мне также очень нравятся. Но большинство людей меня знают как Кот. Это стало моим вторым именем, и, наверное, образом жизни.
Так же я без ума от кино, последним открытием стал сериал Girls. Раз двенадцать пересмотрела фильм "Фрэнсис Ха", "Искусство любить", "Где бы ты ни был", "Танец Дели", "Самсара" и "Однажды эта боль принесет тебе пользу". Такие фильмы я готова смотреть круглые сутки без перерыва на обед.
Моя главная позиция в личном развитии: я хочу оставаться человеком, не врать ни себе ни окружающим. В жизни хочется максимальной чистоты и простоты, я устала от разочарований надуманных потребностей. Все, что нам необходимо – на расстоянии вытянутой руки. Но люди любят сложности.
Ты очень активно ведешь фб. Веришь в силу соц сетей или ведешь хронику спонтанно?
У меня появилось желание говорить, быть доступной, открытой. Социальные сети для дизайнеров одежды – это мощный двигатель, более эффективный, чем реклама в СМИ.



Можно ли продавать концептуальную одежду по цене масс-маркета, не потеряв при этом качества?
На эту тему я очень люблю приводить пример с мясом. Для того, чтобы вырастить одну корову, тратится столько усилий, как ресурсов так и объемов зерна, которые могли бы обеспечить пропитанием несравнимо большее количество людей, чем тех, которые съедят эту корову. Тоже самое в одежде. Если тратить ресурсы не на создание синтетических материалов, а на производство натуральных тканей, то цена и качество одежды будет соизмеримо. Поэтому я за натуральные материалы. Я стараюсь ставить цену до 1000-2000 грн. за изделие, ориентируясь именно на цены масс-маркета, которые у нас приемлемы.
Почему наши дизайнеры выбрали нишу люксовых цен?
Моя подруга, однажды сказала фразу, несколько противоречащую моим принципам, но с которой я не могу не согласиться: «Когда ты видишь вещь, которая тебе доступна, ты ее не хочешь». Продукт в сфере моды сам по себе тяжело оценить: он может стоить тысячи, а может копейки, и выглядеть при этом одинаково. Так же как произведение искусства: только сам создатель может через призму денег сформировать спрос на свое изделие. Я знаю многих дизайнеров, с которыми мы вместе начинали делать одежду по доступным ценам, сейчас же они отгородили себя от внешнего мира, от простых людей, стали сложными и спрятались в кокон, вокруг одни интроверты и аутисты. Стало очень круто быть недоступным. Мне хочется иметь связь со многими людьми, стараться объяснять, слышать и слушать, потому что это приносит больше качественных перемен в сознании людей и в мире, чем работа «ты мне -  я тебе» с теми, кто тебя понимает. И чем больше будет таких как я, тем больше возможностей у нас будет наполнять эту прекрасную планету красотой.

Стоит ли дизайнеру отслеживать тренды?
В Украине многие пользуются тренд-буками при создании коллекций и понимают в каком диапазоне фасонов и цветов действовать. Эта информация стоит не очень больших денег для дизайнеров, которые хотят оставаться в рынке.
На кого в среди украинских дизайнеров можно равняться как на успешного предпринимателя?
Litkovskaya – это достойный пример. Я люблю ее более ранние работы, когда она творила как художник, делала зрелищные показы, сейчас она «выросла», стала  более коммерческой, продается по всему миру, но качество и стиль - это неотъемлемая часть всех ее коллекций.
При каких условиях коллекции украинских дизайнеров и вся модная индустрия станет приносить прибыль?
Наверное тогда, когда у нас сформируется средний класс. Большинство потенциальных покупателей наших дизайнеров это модная молодежь, которая сейчас одевается на секонде. Я обсуждаю эту тему среди своих коллег, но не все говорят правду - ведь приятно думать о себе, что ты успешен и знаменит.
Как выглядит здоровая рыночная ситуация в стране, при которой дизайнер может позволить себе услуги менеджмента со стороны?
Во-первых, у нас должен появиться внутренний спрос на украинских дизайнеров, это байеры, которые будут выкупать коллекции по закупочным ценам, не накручивая при этом супер-прибыль. В этом случае, одежду можно сделать доступной и массовой, а бизнес - прибыльным. Так же должен сформироваться средний класс как звено, которое хочет и может покупать одежду от украинских дизайнеров. Сейчас большинство людей, которые являются потенциальными покупателями, либо одеваются в секондах, либо покупают одежду в других странах. Иногда я пытаюсь представить себе человека, который активно покупает одежду от наших дизайнеров, но это скорее иллюзия, нежели реальность. Но перемены происходят, ситуация на рынке уже меняется. Этому способствуют события в стране и перемены во взглядах наших людей.


Стоит ли пользоваться услугами BTL агентств, гарантирующих выход на западный рынок?
Если есть возможность – почему бы и нет. Для меня это, в данный момент, беспочвенно. Я ищу другие методы работы с покупателями и продвижения своих изделий на рынок. Недавно мне предлагали за 15 000 грн. в месяц услуги продвижения, но это, скорее, красивая обложка, нежели достойный стратегический план по развитию. Пока мне проще делать все самостоятельно, пусть медленно, пусть с ошибками, но в таком случае я делаю уверенные шаги и не ищу оправданий. Прибыль сейчас не является целью. Я работаю над качеством и результатом. Как сказал однажды Влад Троицкий, президент ГОГОЛЬFEST: «Главное это то, что останется после тебя, за что не стыдно будет перед детьми». Если думать об этом чаще, то трава будет зеленее и воздух чище. Думаю, вы понимаете о чем я.
Важно ли продаваться у себя на Родине?
Технически проще переехать на запад и наладить там производство и реализацию. Там не нужно объяснять что с чем сочетать и как носить – там есть спрос. Но я понимаю и другую точку зрения: на западе переизбыток дизайнеров и для начала нужно стать успешным в своей стране.
Какова эффективность украинских недель мод как рекламного инструмента?
При мысли о затратах на всевозможные недели моды у меня сжимается сердце: почему все думают только о том, как заработать, и никто не думает об альтернативных вариантах применения этих средств?
За определенную группу дизайнеров, их успешность на мировом и украинском рынке, несет ответственность организатор MBKFD –  Дарья Шаповалова. Это тусовка внутри тусовки, обросшая знакомствами, родственными или денежными, и другими связями. Тем не менее, сеть распространения ее подопечных дизайнеров довольна велика и растет по всему миру. У них эффективный маркетинговый подход построенный на связях в разных сферах. Но у нас разные дороги развития. Нам не по пути. Я ищу семью, с которой хочется жить и работать, создавать и наполнять мир чем-то значимым, у них же серьезный стратегический план продвижения.
И все-таки как научиться зарабатывать?
Избавиться от лени, использовать революционные нестандартные методы привлечения внимания к своему бренду. А денежные ограничения наоборот заставляют экспериментировать, делать что-то «за рамками». Не стоит прогибаться - не можешь найти свою аудиторию – создай ее сам, выучи ее.



За время твоей работы, что-то изменилось к лучшему в украинской модной индустрии?
Ее стало больше.  Условия усложнились – все стало платным.
Перспективы развития украинской моды в военное время. Национальная идея и патриотизм как тренд.
Сейчас многие стараются привнести патриотическую символику в свою работу, обилие желто-синих цветов. О нашей стране теперь много говорят. У меня самоцель иная, я работаю над материалом, содержанием, но без реакций на происходящие события, конечно, невозможно. Приходится адаптироваться и слушать людей, у которых болит сердце. И я очень хочу, чтобы наши дизайнеры меньше говорили как круто в Берлине или в Швейцарии, как прекрасен холод Скандинавии и снега Аляски. Мы все это любим и знаем почему. Я хочу, чтобы Украина стала местом для вдохновения, с особой неповторимой атмосферой, уникальной точкой на нашей маленькой уютной Земле.